ОТСУТСТВИЕ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОГРАНИЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСЛОЖНЕННОЙ COVID-19 ИНФЕКЦИЕЙ

Фармацевтическая индустрия, работающая в Украине неоднократно критически высказывалась по поводу системы организации работы, по формированию Национального Перечня лекарственных средств, который определяет фармацевтические препараты, которые могут закупаться медицинскими учреждениями за счет бюджетных средств. Указанная система закупок пришла на смену Переченю, определенному в Постановлении Правительства Украины №1071, который позволял учреждениям здравоохранения в пределах своего бюджета удовлетворять потребности в достаточно широком перечне лекарственных средств в соответствии с профилем помощи, предоставляемой учреждением.

 

Новая система определения препаратов, разрешенных для закупок путем внесения в Национальный Перечень с самого начала существования процедуры была несовершенной, рассмотрение предложений по внесению препаратов выглядело и выглядит громоздким и забюрократизированным, а уровень решениям экспертов - особенно в случае отклонения предложений, относительно препаратов, относящихся к категории государственных закупок во многих странах мира, выглядит сомнительно.

 

Примером стал процесс рассмотрения внесения в Национальный Перечень препарата ДЕКСМЕДЕТОМИДИН, который используется в современных технологиях седации в ЕС и США. Экспертный Комитет Национального Перечня никак не приоритезовал рассмотрение заявления, несмотря на неоднократные обращения заявителя.

 

Последствиями такой «ответственности» стали очевидными во время эпидемии COVID-19. В странах ЕС ДЕКСМЕДЕТОМИДИН определен, как один из ключевых препаратов для поддержки пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких (от 2 до 5 дней) в связи с осложнениями течения болезни, спрос на препарат вырос в Страны ЕС почти втрое. В то же время несмотря на ​​отсутствие решения Экспертной комиссии по формированию Перечня, Dexmedetomidine был включен в перечень лекарственных средств, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), который был утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2020 № 224, опираясь на Европейский опыт лечения СОVID-19 и осложнений, связанных с ним. КМУ даже предоставил льготы для ввоза препарата, исключив его из перечня продукции, облагаемых НДС и импортной пошлиной.

 

К сожалению эффект от этих правомерных мер Правительства будет незначительный, поскольку затягивание решения Экспертного комитета по формированию Национального Перечня приводит к отказам медицинских учреждений от заказов и, соотвественно, отмене планов производства Препарата для Украины. Как результат - нехватка Препарата в тот критический момент, который должны были предусмотреть компетентные эксперты.

 

Имеющиеся факты неэффективных действий, которые могут привести к фатальным последствиям, надеемся станут основой для тщательного внутреннего расследования в системе организации Минздрава и компетентных органов, ответственные за состояние безопасности страны.

 

Медиа-релиз